Вопрос недели: почему повышают пенсионный возраст?
Ранее президент в течение продолжительного времени не делал заявлений о грядущем повышении пенсионного возраста, которое вызвало широкий общественный резонанс. Это выглядело так, будто повысить пенсионный возраст решило Правительство, а Путин тут не причем. При этом первоначально был озвучен наиболее жесткий вариант - пенсия с 63 лет для женщин и 65 для мужчин.
В своем видеообращении президент "уравнял" добавленные годы и теперь новые сроки выглядят как 60 и 65 лет соответственно. Между тем, чиновники, депутаты и силовики повышения пенсионного возраста не почувствуют - для них все останется по прежнему. Хотя именно за счет привилегированных пенсионеров можно было решить существующую проблему.
А вот мужчины теперь, видимо, пенсии не увидят вообще - по данным социологов, в ряде регионов средняя продолжительность жизни сильного пола как раз и равна 65 годам. То есть - только вышел на пенсию и умер. Это ли не мечта бюджетного планирования?
Кстати о планировании - в своем выступлении президент сообщил, что власти проработали все варианты финансирования пенсионной системы и не нашли ничего лучше, чем заставить людей работать еще пять лет. Почему такие меры как изменение налоговой нагрузки на сверхбогатых (как делают в Европе) или, например, наращивание госдолга (как делают в США) не подходят России до конца не ясно. Не говоря уже о том, почему власти не стали строить нормальную систему накопительной пенсии, успешно работающую во многих развитых странах.
И вообще как так вышло, что в 1990-ые (их, кстати, президент назвал в качестве одной из причин по которым приходится повышать пенсионный возраст) при стоимости барреля нефти в $8 пенсионный возраст не трогали, а сейчас при барреле по $70 денег нет и пенсии придется "отложить на пять лет"? Виноват ли в этом Борис Ельцин, злые американцы или все-таки кто-то другой?
Впрочем, власти предлагают смягчить удар, предоставив льготы многодетным матерям (с тремя детьми - выход на пенсию на три года раньше, с четырьмя - на четыре, с пятью - с 50 лет) и защитить работников предпенсионного возраста от работодателей, желающих их уволить.
Очевидно, что как только на законодательном уровне будет сформулировано, что такое предпенсионный возраст, работодатели будут увольнять работников за год-другой до опасного срока, чтобы не испытывать проблем с надзорными органами, а те, в свою очередь, получат новый инструмент, которым можно "кошмарить" бизнес, не готовый принимать в штат людей старшего возраста.
Как следствие (о чем инициаторы повышения пенсионного возраста видимо не задумывались) в стране вырастет безработица, просядет потребительский спрос как минимум на размер неполученных пенсий, а там, где работодатели будут вынуждены сохранять рабочие места за пожилыми людьми, увеличится число молодежи, которая не может трудоустроиться.
При этом возникнет явная дискриминационная диспропорция между числом женщин и мужчин пенсионеров. Последние, не рассчитывая дожить до пенсии будут все чаще соглашаться на зарплату в конверте, а бюджет недополучать налоги, которые через подобную "серую оптимизацию", вероятно, бизнес не упустит случая сократить.
В то же время многие экономисты не видят в повышении пенсионного возраста вообще никакой финансовой мотивации, уверяя, что при разумном подходе к бюджету деньги всегда можно найти - и не в кармане самых социально незащищенных слоев. Тем более, что все предыдущие опыты с пенсионной системой оказались провальными - в том числе история с накопительными пенсиями и негосударственными пенсионными фондами, загнанными в рамки сырых регулятивных законов.
Та же судьба может постигнуть и нынешнее повышение пенсионного возраста, которое, по некоторым данным, вновь придется пересматривать уже к 2030-ым годам и опять в сторону повышения.
Если это действительно так, возникает вопрос - почему пенсионный возраст нужно вообще повышать именно сейчас, когда доходы населения сокращаются, а платежеспособный спрос падает?
Ответ может быть очевиден до банального - это происходит просто потому, что граждане все стерпят. Как раньше уже стерпели инфляцию, рост тарифов, контрсанкции, обесценивание рубля и повышение цен, за долгие годы привыкнув к руке государства, глубоко запущенной в их оскудевающие карманы.