Роль личности в истории. Эконометрика
Все расчеты здесь представлены на основе данных только по промышленному производству, чтобы не перегружать текст. Причина в том, что многие другие важнейшие показатели (ВРП, инвестиции, доходы населения, строительство, бюджет, новые технологии и т.д.) очень существенно связаны с промышленным производством, зависят от него, и потому имеют похожую динамику. Кроме того, промышленное производство обеспечивает основную часть ВВП и ВРП, лучше поддается учету.
Бессмысленно говорить о новых экономических драйверах (типа сельского хозяйства, туризма, нанотехнологий и т.п.) в отрыве от промышленности. Для сельского хозяйства нужно оборудование, которое в основном импортируется, туризм возможен при наличии эффективных средств доставки. А нанотехнологии создаются соответствующими промышленными технологиями и используются в первую очередь в промышленности. Непонимание этого ведет к деиндустриализации, зависимости и другим рискам, что мы и получили после распада СССР. Неслучайно Дональд Трамп поставил задачу вернуть промышленность в США. Нельзя говорить о развитии, не обеспечивая промышленную динамику.
Все экономические прогнозы по России показывают ожидаемый в 2017 году рост и ВВП, и, особенно, промышленности. Причем по промышленности предсказания достаточно оптимистичные, от 3 до 7%. Оптимизм основан на анализе ситуации и последней статистике, которая за последний квартал 2016 показывает рост в промышленности порядка 10% (хотя и к крайне низкой базе), а в отдельных отраслях, в первую очередь – обрабатывающей промышленности (которая и определяет технический прогресс), и более. Ситуация в Челябинской области прямо противоположная: официальный прогноз обещает падение ВРП на 2,6 процента, а промышленности – на 1,2%. Причем для этого прогноза есть серьезные основания. Более того, он кажется завышенным, так как основан на прогнозе результата 2016 года 97%, а фактический результат – 96,3%. Декабрь 2016 подтверждает ускорение падения - 96,1%. Причем в обрабатывающей промышленности ситуация еще хуже: 95,5% и 94,8% соответственно.
Можно было бы предположить, что это разовая ситуация. Однако статистика показывает, что отставание Челябинской области носит хронический характер. Ниже приведены данные, начиная с 2000 года, но подобная динамика была ранее.
Может быть, Челябинская область имеет какую-то специфику, не позволяющую ей двигаться с российской скоростью? Ведь Челябинская область – единственная в стране, где промышленность по итогам 2016 года находится ниже уровня 2007. Но рядом с нами находится Свердловская область с аналогичной экономической структурой (промышленность: металлургия, машиностроение, оборонный комплекс) и с близкими природными условиями. Однако Свердловская область двигается существенно быстрее среднероссийского уровня. Это четко видно как в 2016 году, так и за весь период, начиная с 2000 года. Каких-либо внешних факторов, определяющих отставание Челябинской области, также не видно: никто санкций в отношении нее не вводил, крупнейшее природное событие – метеорит, никакого влияния на экономику не оказал. Единственный возможный вывод: на экономические результаты влияет субъективный фактор – качество управления.
Поскольку в 21 веке Челябинской областью управляли три губернатора, то сделан расчет роли каждого из них в это отставание. Расчет выполнен на основе индексов промышленного производства, а в 2010 и 2014 годах – с учетом даты смены губернаторов (22.03.2010 и 15.01.2014), помесячных индексов и пропорционального распределения с учетом фактически отработанных дней. Денежная оценка вклада сделана на основе фактического промышленного производства 2016 года в Челябинской области (1369 миллиардов рублей).
Поскольку каждый из губернаторов действовал в условиях разных фаз экономических циклов, сравнение сделано по отношению к Российской Федерации в целом и со Свердловской областью, как с территорией со схожей структурой экономики и схожими природными условиями.
График построен на основании таблицы 1 с выделением периодов деятельности губернаторов в интервале 2000-2016.
Главная причина хронического отставания области - отсутствие внятной, обоснованной стратегии. Её отсутствие создает неопределенность и риски для экономики и населения, не позволяет принимать разумные решения самой власти.
Но ни один из губернаторов не имел желания и не приложил никаких усилий, чтобы иметь такую стратегию.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве