Владимир Гаврилов: Челябинская агломерация может стать несущей конструкцией всего региона

Владимир Гаврилов: Челябинская агломерация может стать несущей конструкцией всего региона

В последнее время все чаще стало звучать словосочетание «Челябинская агломерация». В докладах чиновников различного ранга эти два слова порой преподносятся как едва ли не единственный рецепт выхода нашего региона из затянувшейся паузы в поступательном движении экономики.

Так что это такое - «Челябинская агломерация»? Сиюминутная мода или действительно панацея от поднадоевшей стагнации? Стоит ли за этим термином серьезная стратегия?

Об этом портал «Медиазавод» беседует с экономистом, заместителем председателя регионального общественного движения «Пояс Жизни» Владимиром Гавриловым.

- Прежде чем формировать Стратегию развития Челябинской агломерации, необходимо сделать четыре вещи. Во-первых, трезво оценить ситуацию, в которой находится область; во-вторых, понять причины сложившегося положения; в-третьих, оценить возможные последствия продолжения «прежних» подходов к планированию социально-экономических процессов; и, наконец, разработать Стратегию развития Агломерации в полном соответствии с утвержденной указом президента России № 683 от 31 декабря 2015 года «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» с максимальным учетом существующих и перспективных рисков.

- Хорошо, тогда давайте по порядку.

- В состав Агломерации, как известно, включены семь муниципалитетов (Челябинск, Копейск, а также Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы) с населением порядка двух миллионов человек. Учитывая размеры производственных ресурсов, стоимость недвижимости и количество потребителей, без преувеличения можно утверждать, что именно Челябинская агломерация станет главной «несущей конструкцией», от которой зависит судьба всей области.

Момент создания Агломерации пришелся на очень сложный период развития региона. Обстановка существенно осложнилась по сравнению с периодом десятилетней давности. Иначе говоря, работа по созданию Агломерации начинается не с «положительного», и даже – не с «нейтрального» старта. Она начинается с «отрицательных» позиций. Анализ данных многочисленных рейтинговых агентств свидетельствует: в Челябинской области снизилась деловая активность.

Это позволяет сделать вывод: бизнес-сообщество и население Челябинской области негативно оценивает не только то, что делалось в последние годы в Челябинске, но и ожидает дальнейшего ухудшения экологической и экономической ситуации. К сожалению, итоги 2016 года подтверждают обоснованность опасений.

- Что вы имеете в виду?

- Индекс промышленного производства за год снизился у нас на 3,7 процентов, ввод жилых домов упал сразу на 26,4 процентов, оборот розничной торговли уменьшился на 10,5 процентов, а реальные доходы населения сократились на 12,2 процентов. Ни для кого не секрет, что в первом квартале 2017 года «бегство бизнеса» из Челябинска усилилось.

Нынешние собственники офисной недвижимости пытаются избавиться от своих объектов. Не лучше обстоит дело и на рынке жилой недвижимости, стоимость которой продолжает сокращаться темпами, которые в два и более раза превышают средние российские показатели. Челябинск занял первое место среди 15 городов-миллионников по снижению стоимости квадратного метра вторичного жилья. Согласно данным Группы компаний SRG, по состоянию на январь этого года средняя стоимость жилья в городе была зафиксирована на уровне 40,4 тысяч рублей за квадратный метр и за месяц снизилась на 2,44 процентов.

Если учесть, что по приблизительной оценке стоимость недвижимости только в одном Челябинске (еще до застройки Краснопольской площадки, Академа и Чурилово) составляла один триллион рублей, то получается, что за один только 2016 год потери стоимости составили более 74 миллиардов рублей.

- В чем, на ваш взгляд, кроются причины?

- Причины - в ошибках при стратегическом планировании социально-экономических процессов. Назову только некоторые из них: ошибочное представление о том, что экономику области смогут «вытянуть» только крупные производители. Как показывает практика, они заинтересованы только в одном: в сокращении издержек любой ценой. С этой целью «гиганты» не только сокращают персонал, что является неизбежным при автоматизации производства, но и упорно не желают выполнять требования природоохранного законодательства в части очистки промышленных выбросов.

Это еще и ошибочное намерение построить новые жилые кварталы для 300 – 400 тысяч новых жителей Челябинска района без учета состояния существующих объектов очистных сооружений. Эти объекты давным-давно нуждаются, как минимум, в полной реконструкции. А как максимум, – необходимо строить новые очистные сооружения с новыми экологически безопасными технологиями водоочистки (без применения хлора), которые смогут не только принимать стоки и готовить питьевую воду для существующего количества жителей в Челябинске, Копейске и Коркино, но и смогут нести постоянно возрастающую нагрузку в связи с планируемым новым жилищным строительством.

Оптимизма не добавляет и непродуманное намерение разместить на территории Челябинской агломерации объекты, относящиеся к 1 – 3 классу опасности. Речь идет об объектах «Томинского ГОКа», проект которого вот уже три года продвигает «Русская медная компания». Согласно Санитарно-эпидемиологическому заключению на проектную документацию «Томинского ГОКа», в результате деятельности предприятия будет образовываться 38 опасных веществ, из которых шесть - по классификации МАИР - хром шестивалентный, серная кислота, сажа, бензапирен, формальдегид, пыль неорганическая - относятся к группе канцерогенов 1 класса.

Документы по проекту ГОКа до сих пор не представлены для проведения общественной экологической экспертизы, вопреки решению Верховного суда от 15 сентября прошлого года. Плюс ненадлежащее развитие сельскохозяйственного производства на территории районов, ныне включенных в Челябинскую агломерацию. Размеры сельскохозяйственных земель, не используемых по назначению, очень значительны: в Красноармейском — 61 процент, в Сосновском — 49 процентов от общего количества сельхозземель. Такая ситуация привела не только к недостаточному обеспечению Челябинска собственным продовольствием, но и к росту безработицы в регионе и падению доходов муниципалитетов.

К перечисленному стоит добавить такие промахи, как решение о размещении в районе Полетаево на землях сельскохозяйственного назначения нового полигона для размещения ТБО - вместо строительства кластера по полной переработке; нежелание переходить ускоренными темпами на экологически чистый транспорт, работающий на метане и электроэнергии, что позволило бы сократить загрязнение атмосферы в Челябинске; упорное нежелание челябинских металлургов внедрять современные эффективные технологии газоочистки, позволяющие получать дополнительную экспортную выручку не только от продажи серной кислоты, но и так называемых «благородных газов» - криптона и ксенона; невыполнение производителями предусмотренных законодательством обязанностей по рекультивации земель.

- Как вы считаете, что ждет Южный Урал при сохранении прежних управленческих подходов?

- В случае сохранения существующих принципов управления Челябинской агломерацией негативные тенденции не только не прекратятся, но и будут усиливаться. В результате регион будет и далее терять инвестиционную привлекательность. Бизнесмены продолжат увольнять сотрудников и закрывать предприятия, что вызовет дальнейший рост безработицы среди местного населения. Стоимость недвижимости продолжит снижаться.

Экологическая обстановка в регионе ухудшится, прежде всего – из-за дальнейшего падения качества воды в единственном питьевом источнике для всей агломерации – Шершневском водохранилище. В этих условиях существует вероятность переноса саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году в другой город. И – как следствие – протестные настроения в регионе еще сильнее вырастут, что недопустимо накануне проведения выборов президента России в 2018 году.

- Но какой-то выход все-таки должен быть?

- В связи с тем, что на территории Челябинской области уже находится 9 из 11 миллиардов тонн промышленных отходов со всего Уральского федерального округа, мы предлагаем на уровне областных законодательных актов приостановить создание новых опасных производств с образованием химических отходов 1 – 3 класса опасности, включая размещение промышленных отходов из других регионов.

Вместе с тем, в новой концепции развития Челябинской агломерации и всей области необходимо закрепить в качестве дополнительных приоритетов развитие машиностроительных производств, металлообрабатывающих производств высоких переделов и производств по вторичной переработке материалов. В Челябинске, как и в других городах области, имеется достаточно площадок, на которых можно развернуть подобные производства. Кроме того, законодательно следует запретить перевод особо ценных сельскохозяйственных земель, расположенных на территории Сосновского Еткульского и Красноармейского районов, в иные категории, принять меры к собственникам ныне неиспользуемых по назначению земель и обязать их ввести эти земли в оборот. Между прочим, в Московской области такая работа уже проведена. В этой связи предлагаем воспользоваться еще и опытом Бурятии, где в апреле планируется принятие республиканского закона о передаче неиспользуемых земель фермерам в безвозмездное пользование сроком на шесть лет.

К тому же мы считаем, что необходимо, как было отмечено на межведомственной встрече в региональном Минэкологии в июле прошлого года, воссоздать «молочный пояс» вокруг Челябинской агломерации, который существовал до 1991 года. Предлагаем сделать это на территории Сосновского, Красноармейского, Еткульского районов. Для привлечения потенциальных инвесторов всех форм собственности в развитие молочного животноводства в Челябинской агломерации предлагаем поддержать предложения по созданию «Целевой программы развития молочного животноводства в Челябинской области на период до 2030 года».

Одним из ключевых моментов программы является полная утилизация всех отходов сельхозпроизводства путем строительства в новых хозяйствах установок по производству биогаза и минеральных удобрений. Такие установки позволяют получать тепловую энергию для обогрева помещений параллельно с выработкой натурального высокоэффективного биологического удобрения, повышать плодородие почвы и сохранять окружающую среду.

Также нужно вокруг Челябинска запретить размещение производств и складирование отходов выше 4 класса опасности от уже существующих производств. Необходимо создать промышленный кластер по полной переработке ТБО с челябинской свалки, который мог бы производить стекло, пластиковые гранулы, картонную тару, лом черного металла, лом нержавеющей стали, лом меди, лом алюминия. Это позволит провести со временем полную рекультивацию земель в Челябинской агломерации и в прилегающих к ней районах (а это - тысячи гектаров земли), занятых свалками, и вернуть их в оборот и лесной фонд. Таким образом, необходимо закрыть проект создания нового полигона ТБО в Сосновском районе вблизи поселка Полетаево. В соответствии с этим проектом под пять новых карт для закладки ТБО планируется изъять из оборота значительные площади сельскохозяйственных земель.

- Получается, при разработке Стратегии вы уделяете больное внимание ресурсным возможностям региона?

– Да, и, кроме того, мы считаем необходимым разработать комплексный план мероприятий по оздоровлению Аргазинского и Шершневского водохранилищ – по аналогии с Планом по оздоровлению Цимлянского водохранилища в Ростовской области. При подготовке этого плана нужно минимизировать все риски поражения системы «Аргази – Миасс - Шершни».

Особое внимание необходимо уделить предотвращению загрязнения Аргазинского водохранилища токсичными соединениями, попадающими в реку Сак-Елга из отстойников Карабашского медеплавильного комбината. Принимая во внимание расширение жилищного строительства, надо предусмотреть реконструкцию или строительство новой станции, совмещающей функции водозабора, очистки и подготовки питьевой воды без применения хлора, с использованием озонирования и строительство новых очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков. Они необходимы для защиты Шершневского водохранилища, озера Смолино и реки Миасс.

Очистные сооружения предлагается создать на основе экологически чистых технологий, успешно применяемых много лет на Курьяновских очистных сооружениях Мосводоканала, где очистка стоков осуществляется при помощи биологически - активного ила и ультрафиолетового излучения.

Помимо этого, настаиваем на необходимости внедрения в Челябинске программы «Экологически чистый транспорт». С этой целью необходимо составить график замещения всего парка машин, работающих как в муниципальных, так и в частных транспортных компаниях, перевозящих пассажиров, на транспорт, использующий электроэнергию либо метан. Срок перехода не должен превышать пяти лет. Это позволит радикально сократить выбросы в Челябинске.

Также важно будет разработать под контролем губернатора и регионального правительства соглашение с металлургическими предприятиями которое предусматривало бы поэтапную рекультивацию земель, находящихся в пределах Агломерации и внедрение российских УРРГ (установка для разделения редких газов). УРРГ позволяют получать дополнительную экспортную прибыль не только от продажи серной кислоты, но и – от «благородных газов» - криптона и ксенона, а также других ценных компонентов.

- Вы считаете эти меры исчерпывающими?

- Реализация предложенных мер позволит качественно изменить в лучшую сторону социально-экономическую ситуацию не только в Челябинской агломерации, но и во всей области, вернуть доверие жителей области и инвесторов, а так же выполнить задачи, предусмотренные указом президента России, которым утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Эти меры снизят уровень протестной активности населения региона, имеющей ключевое значение для обеспечения промышленного и оборонного потенциала Российской Федерации, и позволят руководству области достойно провести выборы президента в 2018 году.

VK31226318