Преподаватель челябинского вуза обратился в суд с иском к своей студентке
Эта история - редкий, и может быть, даже первый в образовании Южного Урала прецедент, когда преподаватель вуза обратился в суд с иском к своей студентке, требуя оградить себя от клеветы, защитить честь и достоинство. Был ли у преподавателя ЧелГУ Сергея Логиновского другой выход?
Гром грянул в мае прошлого года, неожиданно.
- Вечером мне позвонила студентка Жукова и сказала, что надо встретиться со мной и Сергеем Логиновским. Мол, у ребят из группы ИР-201 возникли проблемы, - рассказывает заведующая кафедрой религиоведения ЧелГУ Татьяна Чумаченко.
Договорились о встрече на большой перемене.
- Я думала, что придут студенты этой группы, а увидела полную аудиторию людей, среди которых были не только студенты, но и их родители, родственники, студенты других курсов, - продолжает Татьяна Александровна.
Что явилось поводом для встречи? Просьба отстранить Логиновского от преподавания в группе ИР-201 «из-за систематической активности». Расшифровка этого туманного аргумента содержалась в приложении, которое прочитала Евгения Жукова. В этом документе Логиновский обвинялся в экстремизме, разжигании национальной розни и домогательствах по отношению к Евгении Жуковой. Тезисы были составлены, как выяснилось позже, на основе аудиозаписей с лекций Логиновского.
- Этот текст у многих вызвал шок, - вспоминает Татьяна Александровна. - У нас есть открытые уроки, лекции, и ничего подобного за ним не замечалось.
И хотя у Логиновского тут же нашлись защитники, острая политическая тема, в первую очередь, требовала разбирательства. А оппоненты ждать не хотели. Одновременно жалобы залпом полетели в ректорат ЧелГУ, в областную администрацию, главному муфтию Челябинской области и дальше по просторам России. Все это напоминало хорошо спланированную акцию, к которой руководство университета оказалось не готовым. От греха подальше в отсутствие ректора Логиновскому предложили уволиться по собственному желанию, а потом уже начали разбираться, действительно ли он виноват и в чем?
В качестве экспертов выбрали Людмилу Шкатову, доктора филологических наук, профессора ЧелГУ, Ирину Шадрину, доктора медицинских наук, профессора Челябинской государственной медицинской академии и Константина Путника, сотрудника миссионерского отдела челябинской епархии.
- Ректор ЧелГУ Андрей Шатин нам передал аудиофайлы, представляющие собой фрагментарную нарезку из лекций Сергея Логиновского, - рассказывает Константин Путник. - Нас попросили установить, содержатся ли в них элементы экстремизма.
И что же выяснила комиссия? Она зафиксировала попытку создания нового провокационного контекста, действительно содержащего элементы экстремизма. Но кто это сделал: сами студенты или кто-то помог?
Своего участия в раскрутке «дела Логиновского» не скрывает Алена Семкина, руководитель общественной организации Молодежной Ассамблеи «Мы-россияне». (Ее имя связано со скандалом в «Молодежной палате» Челябинска по обвинению в педофилии некоторых ее членов). По словам Алены Семкиной, студенты ЧелГУ обратились к ней за помощью. И она ее оказала.
Это Алена Семкина написала обращения в разные инстанции по всей России: в Москву, Башкоторстан, Татарстан и т.д. Дала развернутый комментарий для сайта «Кавказская политика», после чего Интернет растиражировал высказывания с элементами экстремизма во всемирной паутине. Искала поддержки у Акперова Вугара Ибрагима оглы. И он обещал ей помочь. А этот человек представляет муфтия, брошюра которого находится в списке экстремистских материалов, как сообщили в Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества министерства культуры Челябинской области. Еще Акперов представляет такую структуру, как «Ассоциация мечетей России», вышедшую из бугурусланского муфтията, который, как известно, открыто готовил боевиков.
Так, где же искать истоки экстремизма?
По версии Константина Путника, гонения на Логиновского- это попытка сломать его не просто как ученого, а как члена независимого экспертного совета по деятельности псевдорелигиозных организаций. Эту группу создали на Южном Урале по причине того, что наша область - один из духовно неблагополучных регионов России. Попытки скомпрометировать предпринимались, по словам Константина Владимировича, и по отношению к другим членам экспертного совета. Будут они, по его мнению, и в дальнейшем.
Это одна из версий. Другая связана с местью студентки преподавателю. Ирина Шадрина не исключает и болезненной подоплеки у этой истории. Есть такое заболевание, как кверулянтство -- расстройство в поведении, выражающееся сутяжничеством, борьбой против мелких, иногда мнимых обид, но не достигающее степени бредового поведения.
Однако, каковы бы ни были причины, но конфликт появился не на пустом месте. По мнению уважаемого профессора Людмилы Шкатовой, эта ситуация - свидетельство политики дурно понятого «партнерства» и необдуманных государственных мер, объективно направленных на дискредитацию российской интеллигенции. Что она имеет в виду? Быть интеллигентом сегодня несовременно. Вот и Логиновский разговаривает со студентами на их языке, употребляет слова, которые не произносит интеллигентный человек, отпускает шуточки, которые не всем могут нравиться.
Именно его поведение со студентами «на равных» позволили Луизе Алмаевой, кандидату исторических наук справедливо высказать свою критическую оценку:
- Прослушав аудиозаписи семинарского занятия, я пришла в недоумение: как может преподаватель вуза не понимать, что живет (и воспитывает молодежь) в многонациональном и многоконфессиональном государстве? Ведь каждое неверное слово (даже сказанное в шутку, неосторожное) по вопросам межнациональных отношений может вызвать резко негативную ответную реакцию.
Вот и коллеги Сергея Сергеевича, уважающие его, называющие Логиновского большим ученым, ведущим специалистом, говорят, что он, как видно, все-таки заигрался, расслабился в почти домашней обстановке, когда на занятиях в группе не более десяти человек.
Но самое главное, что такая форма общения студентам, в подавляющем большинстве, нравится. После озвученного Евгенией Жуковой приложения студенты сразу же отказались от своих подписей, потому что, по их словам, в глаза не видели этот документ и не согласны с ним. Ректорат ЧелГУ завалили заявлениями в защиту Логиновского, написанными студентами с первого по пятый курс. Не увидела и прокуратура Калининского района в высказываниях Логиновского ничего такого, что противоречило бы российскому законодательству, о чем письменно сообщило в управление ФСБ России по Челябинской области. После этого Логиновского восстановили на работе в ЧелГУ.
Однако точка в этой истории еще не поставлена. Новый импульс придало ей отчисление трех студентов, которых учил Логиновский. Эти ребята и Евгения Жукова не отказались от своих подписей в заявлении против преподавателя. «Вуз методично избавляется от тех студентов, которые настаивают на недопустимости антигосударственной деятельности в стенах государственного бюджетного образовательного учреждения», - пишет Алена Семкина в газету «Челябинский рабочий». Но, как выяснилось, этих ребят отчислили из-за неуспеваемости.
Если Евгения Жукова хорошо учится, то и претензий к ней по этой части нет. Трое ребят не сдали экзамены. По правилам первую пересдачу назначают у того же преподавателя. Но в этом случае, чтобы избежать упрека в субъективизме, назначили комиссию. У студентов и после первой комиссии была бы еще одна попытка для пересдачи. Но они на экзамен не пришли, оправдательных документов не представили, после чего и были отчислены. Одна из отчисленных студенток подала в суд уже на другого преподавателя, но в удовлетворении иска ей было отказано. Однако, это уже другая история о том, что студенты, заплатив за учебу деньги, чувствуют себя потребителем образовательной услуги и настаивают на ее получении.
А иск Логиновского все еще рассматривается в суде. Имеет ли право преподаватель, не идеальный в культуре общения, на защиту чести и достоинства, мы еще узнаем.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве